«Быстрый» и «медленный» текст

Ирина Сотникова

Не так давно в одном очень интересном писательском сообществе я нашла термины «быстрый» и «медленный» текст. Что это значит?
Быстрый текст (дальше буду писать без кавычек) всем нам знаком очень хорошо. Именно таким текстом написана основная часть современной развлекательной литературы – в нем практически нет прилагательных, наречий, крайне мало глаголов. Этот текст похож на мелькающие картинки комиксов, которые воспринимаются очень поверхностно. Главное в этом тексте – действие. Вы спросите, что здесь плохого? Такие тексты хорошо продаются, каждые два месяца можно писать новый роман о драконах или вампирах, не надо заморачиваться на образы.
Я как-то раз общалась с московским редактором из «ЭКСМО». Она мне сказала, что, если я хочу, чтобы меня в издательстве прочитали, мне надо уничтожить все описания природы, глаголы, прилагательные, наречия и все прочее. Оставить только голый быстрый текст. Я, конечно, не стала.
В медленном тексте присутствует сам писатель, такой текст действительно пишется медленно. В нем есть все – и описания (в меру, конечно), и образы, и сравнения с метафорами. Этот текст насыщенный, живой, красивый. Конечно, здесь можно уйти в другую сторону. Недавно читала отрывок из фантастического романа, написанный как раз «медленно». К концу отрывка я потеряла нить – о чем здесь вообще речь? Слишком много описаний, чувств, ощущений, эмоций, линия действия утонула. Да, текст красивый, но это явно перебор.
Кстати, имея богатое воображение, быстрый текст читать невозможно – не хватает как раз образов. Однажды такой текст сыграл со мной злую шутку. Я стала читать очень известный раскрученный бестселлер одного американского автора, где в одном эпизоде двое альпинистов застряли в расщелине, и мужчина жертвует собой, обрезает веревку, чтобы женщина выбралась наверх и выжила. Как раз в тот момент, когда он по тексту падал в пропасть, я услышала очень лиричную хитовую композицию. И теперь, когда я слышу этот хит по радио в машине, я все время вижу падающего в ледяную расщелину еще живого альпиниста.
Да, без воображения читать быстрые тексты крайне трудно. Во всяком случае, мне. Возможно, многие читатели уже выросли на быстрых текстах и воспринимают их спокойно.
Мое мнение – надо добиваться золотой середины. Иногда в романах бывают места, которые надо писать именно быстрым текстом (мой предыдущий пост – отрывок из романа о боевых искусствах, в этом отрывке по содержанию невозможно остановиться, его просто необходимо проскочить). А иногда повествование должно замедлиться. В быстром тексте автор себя как бы теряет и становится просто печатной машиной. В медленном тексте автор имеет возможность проявить свою личность, воображение, отношение, поработать с образами. Конечно, такая работа доступна только опытному писателю, медленный текст не для новичков, медленному тексту надо учиться, его надо прочувствовать, как музыку.
Как научиться писать медленный текст? Читать известных русскоязычных писателей, анализировать, думать. И, в соответствии с сюжетом, применять быстрый и медленный текст как прием писательского мастерства.

Мои книги на ЛитРес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *