Хочешь научиться писать – пиши

Ирина Сотникова

Это не совсем правильный совет. Если просто писать, можно стать графоманом. Интернет заполнен всевозможными методиками для копирайтеров и молодых писателей – какие слова употреблять, как их складывать, как компоновать текст и так далее. Несомненно, эти советы очень полезные, от опытных профессионалов. Кажется, достаточно им следовать, и все получится. Я читала много текстов молодых авторов, которые учились писать в интернете. Кому-то повезло: природное чувство языка позволяет не допускать грубых ошибок. Но даже с природным чувством языка обучения по интернету недостаточно. Эти тексты «сырые», в них нет завершенности, наполненности. Правильно использовать управление слов, не ставить подряд несколько прилагательных или глаголов – еще не залог читабельного текста. А, может, можно? Оказывается синонимы, выставленные в ряд по мере усиления смысла, могут придать тексту интересную эмоциональную окраску. Так можно? Или нельзя? Как понять?
Я хочу рассказать, как мне представляется такое самообучение, и со мной можно не согласиться. Считаю, что это реально, но требует труда. Не только умственного, но и физического.

Итак.
1. Прежде всего, надо очень тщательно, с конспектами и упражнениями, прочитать и проработать качественный учебник русского языка. Я по русскому языку писала диссертацию, но при этом все равно умудряюсь допускать ошибки – мой московский редактор нашел их огромное количество, и мне было стыдно. Многое забывается. Поверьте, крайне трудно при каждом сомнительном случае «перекапывать» справочники в интернете. Если грамотность присутствует, хотя бы понимаешь, когда начинать сомневаться. Это помогает. А после редактуры – тем более.

2. Самое печальное, когда творец замыкается на себе и не видит других. Обмен опытом, общение – это просто огромный кладезь информации. Пусть даже если это общение происходит в интернете. Читайте других авторов. А лучше всего – читайте бумажные книги и выписывайте из них в отдельную тетрадь все художественные приемы автора. Читайте известных авторов – тех, кто стал классиком. Поверьте, они все разные, и поэты, и писатели. Недостаточно одной книги. Каждый писатель – это отдельный мир, и пейзажи в нем абсолютно разные. Один – это аскетическая пустыня, завораживающая бесконечностью (как он этого добивается?), другой – насыщенный звуками и запахами лес.

3. Подпишитесь на известных русскоязычных писателей и поэтов, читайте их стихи и прозу. И обязательно выписывайте в тетрадь то, что понравилось. Это заставляет мозг анализировать, запоминать, раскладывать информацию по полочкам. Это формирует ваш собственный инструмент. Не факт, что вы начнете писать так же сложно и сочно, как Виктор Астафьев. Возможно, ваш текст, наоборот, станет легким, хорошо читабельным. Но, чтобы добиться такой легкости, надо многое знать. Поверьте, читатели – очень неглупые люди. Наш мозг подсознательно при чтении «спотыкается» о любую неточность и нелогичность, даже если мы ее не осознаем. Через 5-6 таких «спотыканий» текст откладывается, читать уж не хочется. Слишком простой примитивный текст тоже быстро надоедает (не всем – тексты с обилием действия, похожий на комиксы, читать будут, но это уже другая литература).

4. И еще одна рекомендация – самая неудобная. Вы написали рассказ, роман, поэму, книгу стихов. У вас – рукопись. А вот теперь найдите хорошего редактора и корректора, договоритесь о чтении вашего опуса и заплатите ему за работу деньги. Да-да, именно заплатите! Поверьте, читать чужой несовершенный текст – удовольствие не из приятных. Если такие тексты вы отдадите близким людям или друзьям, они вас обязательно похвалят (никто не захочет испортить отношения с другом, особенно с тонкой ранимой душой).

Посторонний профессионал вас сразу предупредит, что будет работать с текстом, реально работать. Заметьте, не критиковать! Это не его дело. А именно работать – он выделит все неточности, нелогичности, найдет ошибки, поправит то, что легко поправить. Если текст совсем уж плох, он предложит вам его доработать. А вот теперь главный вопрос – готовы ли вы работать с таким специалистов, заплатить ему за работу и не воспринимать как критика? Многие думают – я заплатил, меня нужно хвалить! Это реальный запрос, и вы его тоже озвучьте редактору заранее – за что вас можно похвалить? А потом все же поинтересуйтесь – в чем вы пока отстаете?
Мои рекомендации сложные. Я сама так работала и работаю. Я по-прежнему восхищаюсь профессионалами и учусь у них. И я оплачиваю услуги своих редакторов, когда это необходимо. Редактор и корректор – это профессия, навык. Многие издаются, оплачивают услуги издательства, но экономят на редакторе. На мой взгляд, лучше в таком случае выбрать первое, а с изданием книг подождать. Но это мое личное мнение. И вы с ним можете не согласиться.

Мои книги на ЛитРес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *