Ловушки женского романа

Ирина Сотникова

Не так давно в нашем сообществе была затронута тема бульварного романа – низкопробного чтива, как это понятие определяют справочники. Для многих женский роман – также чтение невысокого уровня. Почему сложилось такое мнение? Понятие женского романа возникло давно. Это некий кухонный вариант, который женщины (и не только женщины, но в этом стыдно признаться) читают с большим удовольствием.
Основные составляющие такого романа – отношения между мужчиной и женщиной, много проблем и приключений, счастливый финал, обязательная любовная линия. И – богатство маскулинного главного героя как прямая гарантия благополучия героини в будущем.
Многие женские романы уже сегодня стали классикой. Приведу только два примера – «Джейн Эйр» Эмилии Бронте, «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса. Даже «Мастера и Маргариту» некоторые критики относят к женским романам. Но это действительно шедевры. А что сейчас? Скажу честно, я не нашла хороших интеллектуальных женских романов. Единственные писатели, которые меня впечатлили – это Татьяна Устинова и Анна Берсенева. Причем, если у Т. Устиновой любовная линия идет обязательно на фоне расследования преступления, и это ей удается очень хорошо, у А. Берсеневой никаких расследований нет. Она исследует чувства. Возможно, есть и другие достойные авторы, но мне пока не попадались. Викторию Токареву читать не смогла.

Почему нам так нравятся женские романы, что в них нас привлекает? Как правило, в основе таких романов – сказка о Золушке, о ее судьбе. Бедная жертва преодолевает большие трудности и, в конце концов, находит своего принца, который без нее несчастен. Он непременно богат и хорош собой. Читательницы отождествляют свою судьбу с ее судьбой и хотя бы в мечтах находят свой рай. Многие понимают, что в жизни так не бывает, но это тексты для отдыха уставшей души. И ничего плохого здесь нет.

В чем же состоят ловушки романов о Золушке? Они дают надежду, мечту. И хорошо, если читатели адекватно воспринимают повествование – гораздо хуже, когда верят, что именно так будет и у них. На самом деле, богатый и умный «принц» никогда не обратит внимания на бедную простушку, если только она его чем-то не поразит в самое сердце. И еще одна ловушка – богатство героя. А можно ли влюбиться в обычного доктора или инженера-электронщика? В таких романах деньги часто выступают своеобразным стимулом для отношений, без денег эти отношения становятся не интересны.
Мой первый роман «Кофе в бумажной стаканчике» – сугубо женский. Это история провинциалки Нади, которая вопреки воле родителей уехала учиться в большой город и там встретила своего принца, который оказался крайне сложной, неудобной и противоречивой личностью. Поразила она его своим свободолюбием и гордостью, нежеланием быть зависимой. Конечно, он богат – вернее, относительно богат. У него медицинский бизнес, в котором он работает сам и который открыл на деньги семьи. Мне очень хотелось показать, что отношения в такой паре – крайне сложные. Я пыталась исследовать эти отношения, поэтому довела их до кульминации – произошел разрыв. Героиня категорически сопротивлялась этому богатству, герой был уверен, что все девушки одинаковы. А вот как герои выживали друг без друга, и чем это кончилось – пришлось писать вторую часть. Но исследование влюбленной души, как я думала, можно провести именно в формате женской литературы.

Наверное, такой женский роман где-то наивен – слишком много обещает, слишком много штампов. Но жизненные ситуации – это сплошные штампы, они сплошь и рядом одинаковы. С другой стороны, написать хороший качественный роман и избежать его ловушек – крайне сложно. Удалось мне это или нет в моем первом случае, я еще не поняла, время покажет. Во всяком случае, читательницы мне писали, что не завидуют главной героине, и что ее ждет впереди – еще не известно. Это уже будущий скрытый конфликт.

Мои книги на ЛитРес

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *