Театр начинается с вешалки – роман с сюжета

Ирина Сотникова

Невозможно написать связный, логически законченный роман, если не продуман сюжетный план. Возникновение замысла о романе – еще не роман.
Как правило, есть несколько вариантов работы с сюжетной линией или линиями.
Итак, что такое сюжет? Ряд последовательных событий, базовая схема произведения. В классическом представлении сюжет включает в себя экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Все эти события объединены главным компонентом – временем.
События могут иметь линейную последовательность, могут происходить в параллельных временных отрезках (прошлое-настоящее, настоящее-будущее).
Я не буду рассказывать известные истины, о сюжете и его построении. О видах сюжета много информации в интернете. Лично для меня это самая сложная составляющая романа. Пока не сложился сюжет, пока я не «собрала» роман, я не могу его писать. И довольно много времени уходит на то, чтобы «додумать», довести, связать воедино.
Да, можно написать шикарное начало – 3-5 глав, но дальше, если не продуман сюжет, начинается пробуксовка. К слову сказать, Лев Толстой два с половиной года работал над сюжетом к роману «Война и мир», только после этого стал писать сам роман.
В моем романе «Она не умела стрелять» получилось пять сюжетных линий, и для меня самым сложным было связать их воедино во времени (параллельно). Читатель должен был свободно переходить от одной линии к другой и не терять временную нить. Если я сама запуталась, тем более ничего не поймет читатель. Что пришлось сделать? Я завела таблицу в формате Эксель, разбила ее на месяцы, дни, часы. Каждое событие я вписывала отдельной строкой и определяла ему временной промежуток – от часов и минут до дней. У меня на эту работу ушло три месяца. Это было скучно до невозможного, какая-то неблагодарная канцелярская работа. Но мне удалось поместить все события в единый временной промежуток – год, мой будущий роман начал обретать целостность. После этого я стала дописывать эпизоды или находила готовые, вставляла в текст.
Кстати, хочу признаться, что эпизоды я часто пишу сумбурно – вижу картинку и сразу рисую сцену. Потом эти эпизоды откладываю, часто выкидываю за ненадобностью. Получается много лишнего. Это тоже неправильно. Когда у меня появилась сюжетная схема, писать роман стало проще.
Свой новый роман, еще недописанный, я распечатала (действие происходит в прошлом и будущем), потом правила, резала листы на части по эпизодам, складывала их в нужной мне последовательности, как мозаику, нумеровала. Потом в компьютерном файле сложила в новом порядке. Сразу появилась структура, последовательная схема, я оставила примечания – что дописать. И отложила подумать.
Работа с сюжетом романа похожа на прорисовку схемы будущего города: улицы, площади, дороги, магистрали, что с чем соединяется, где выход. Это интересная работа, на самом деле, хотя и очень сложная. Многие так и не идут дальше. Но, если есть сюжет, роман состоится обязательно!
Да, можно, наверное, писать без сюжета – куда фантазия заведет. Это касается тех романов, где герои переживают постоянные приключения, которые сменяют друг друга почти бессистемно – другие планеты, джунгли, хоррор, ужасы и пр. Но и здесь, мне кажется, хороший сюжет не будет лишним. Вспомним Стивена Кинга, у него очень логичные, продуманные сюжеты.
Есть еще понятие фабулы, это основной художественный конфликт. Понимание, в чем состоит конфликт, очень помогает его завершить логически, и это завершение, как правило, приходится на последние страницы романа. Добро побеждает зло или наоборот, герой приходит к осознанию истины, инсайт, трансформация личности – да что угодно! Главное, это завершение должно быть сильным в эмоциональном плане. И тогда роман будет закончен. А потом – правка и редактура.

Мои книги на ЛитРес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *