Легко ли писать прозу, если ты состоявшийся поэт?

Сегодня, 9 декабря, состоялся семинар “Единство слова” в новом формате круглого стола, и этот формат оказался очень продуктивным.
В этом и последующих постах будут выложены выступления и стихи участников. Общее впечатление – информативно, интересно!
Первой было небольшое выступление Ирины Сотниковой. Привожу его целиком.

“Легко ли писать прозу, если ты состоявшийся поэт?”

1. “Чем отличается проза поэта от прозы прозаика”?
Поэзия – взлет, инсайт, озарение. Лучшие стихи пишутся, когда поэт получает яркое впечатление. Остальное дополняет уровень его мастерства. Можно превратить поэзию в ремесло и заниматься стихотворчеством, особенно если уровень мастерства довольно высок. Но хороший поэт не сможет себя долго обманывать: хорошие стихи пишутся редко. Возникает кризис творчества. На помощь приходит проза.
Поэту необходимо учиться писать прозу. Более того, именно у поэтов часто получаются яркие проникновенные прозаические произведения. Во все времена идет много споров о том, что проза поэта и проза прозаика – разная, что проза для поэта слишком приземлена. Но никто не вправе отказать поэту стать прозаиком. И, кстати, наоборот.
Что сильнее? Проза прозаика или проза поэта?
Марина Цветаева в ответе Осипу Мандельштаму сказала, что сильнее проза поэта. Цитата: “Поэт в прозе – царь, наконец снявший пурпур, соблаговоливший (или вынужденный) предстать среди нас – человеком”.
2. “Зачем поэту писать прозу”?
Чтобы заполнить творческий вакуум, сохранить творческую активность. Чтобы не позволить себе растратить силы на постоянные инсайты и уйти хотя бы на время в более безопасное русло логики и осмыслений.
Кроме того, для творческого человека проза (неважно, является он поэтом или нет) становится территорией, где еще предстоит совершить удивительные открытия. И не секрет, что многие поэты нуждаются в прозе, как в воздухе, пишут ее эмоционально, захватывающе, мастерски. Самый яркий пример – дневники, воспоминания, мемуары. Поэты и писатели Серебряного века. Я хотела привести конкретные примеры, но, если честно, их великое множество. Все великие поэты писали письма, мемуары, эссе, вели дневники. Для настоящего поэта такое самовыражение – настоятельная потребность.
3. “Как научиться писать прозу”?
Мемуары и эссе – это жанр прозы, но далеко не художественная проза.
Писать художественную прозу надо учиться, особенно состоявшимся поэтам.
Многие поэты работают журналистами, и есть мнение, что пишущим журналистам легко начать писать прозу. Это не так. Журналистика и проза, как поэзия и проза – совершенно разные вещи. Кардинально разные. Проза журналиста стоит особняком, она отличается конкретностью, фактичностью, присутствием сильного личностного начала. Похожа на репортаж.
Поэт, наоборот рискует уйти в излишнюю образность, афористичность, мистику. И это не будет прозой в том смысле, в каком мы ее привыкли воспринимать. Это будет, скорее, эссе.
4. “Так с чего начать поэту учиться писать прозу?”
4.1. Признать, что поэт не умеет писать прозу, несмотря на владение инструментом слова.
4.2. Начать с эссе, позволить проявиться личностному началу, выразить в прозе собственные впечатления, позволить себе высказать свои оценки сущего.
4.3. Затем стать журналистом и попробовать писать сценки с событиями, использовать приемы репортажа – логика, четкие факты, привязка по времени. Создать сцены. Режиссер видит сцену, ее должен видеть и прозаик.
4.4. Стать психологом и попытаться по внешнему виду раскрыть характер человека. Или описать знакомых.
4.5. Признать, что их необходимо соединить чувства, логику и психологию. И это самый сложный момент. Это как многоголосная полифония, в которой важны все три темы: они звучат вместе или по очереди, но важны все.
4.6. Перейти к рассказу и придумать сюжет. Четкий, неожиданный. С совершенно уникальным и неожидаемым финалом (это реально сложно, и в этом – мастерство настоящего прозаика).
4.7. Начать писать рассказы в парадигме: впечатление (поэт) – логика и факты (журналист) – характеры (психолог).
4.8. после сборника сюжетных рассказов переходить к крупной форме. “Марсианские хроники” Рэя Брэдбери как пример (он весь год писал рассказы, которые позже были объединены в роман).
5. “Какой смысл поэту учиться писать прозу, если кругом так много прозаиков?”
Пожалуй, это самый сложный вопрос. На мой взгляд, дело в личном самосовершенствовании, в расширении горизонта восприятия. В накоплении новых уникальных навыков и самореализации. Мы пишем не для публики, мы пишем для себя и для вселенной. И если мы сами не замечаем своих недочетов, то вселенная крайне придирчива и не прощает нам наших ошибок, особенно грамматических. Мы создаем новые миры, и лучше к этому созиданию относиться максимально ответственно. Давайте создавать их качественно.

Ирина Сотникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *